• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему бабушек заменяют нянями

Конфликты с родственниками по поводу воспитания детей снижают уверенность матери в своих силах и вынуждают прибегать к помощи няни.

Бабушки и дедушки часто критикуют методы воспитания внуков. При этом матерям становится труднее верить в свои силы, они реже удовлетворены своей материнской ролью и чаще ощущают депрессию. В результате такого конфликта родители нередко «отстраняют» старших родственников от воспитания детей и нанимают няню либо же занимаются ребенком самостоятельно, консультируясь с участниками родительских интернет-сообществ. К такому выводу пришли Елизавета Сивак и Яна Козьмина в исследовании, результаты которого представлены в статье «Влияют ли на родительскую самоэффективность разногласия с родственниками по поводу правил воспитания и ухода за ребенком?». Под самоэффективностью понимается уверенность матери в собственных силах, оценка своих материнских компетенций.

Конфликт поколений приводит к депрессии

Матери и бабушки нередко расходятся во взглядах на воспитание детей. 20% матерей отмечают, что родные и друзья критикуют их методы воспитания и ухода за ребенком. 30% признают, что им сложно договориться с близкими по этим вопросам. В результате возникает конфликт, и помощь со стороны родных не облегчает, а, наоборот, осложняет жизнь молодой семьи.

Вот последствия конфликта поколений: 

  • Чем сильнее разногласия, тем ниже уверенность матери в своих силах, умение «разрулить» проблемы. Показательно суждение респондента: «Когда я сталкивалась с таким поведением... моих родителей, это негативно сказывалось на моей самооценке и способности справляться с разными ситуациями».
  • Разногласия способствуют депрессиям и раздражению. «Были очень болезненные разговоры, — вспоминает респондентка свои отношения с отцом, дедушкой ребенка. — Я начинаю ему что-то говорить, он... меня не воспринимает... Я стала жутко переживать, мне было очень плохо». Советы родственников — «лишние шумы», которые «хочется убрать», заявила другая опрошенная.
  • Матери начинают ограничивать то время, которое ребенок проводит со старшими родственниками. В этом призналась четверть опрошенных женщин. «Я считаю, нормально, ну они там встречаются, никакого вреда он ему не нанесет», — отметила респондентка по поводу отношений дедушки и внука.
  • Старшие родственники могут оказаться в стороне от воспитания ребенка. «У нас есть бабушки и дедушки со всех сторон, но решение о том, чтобы найти няню, было основано на том, что... помощь [старших родственников] нельзя использовать. Потому что возникает очень много конфликтов на тему... воспитания», — рассказала многодетная мать. Няня оказалась предпочтительнее, поскольку от нее «можно потребовать проводить собственную политику в отношении детей».

Бремя гиперответственного материнства

Источники воспитательских разногласий могут быть разные. Представления о «правильных» методах меняются от поколения к поколению. Современные семьи нередко говорят, что хотели бы воспитать детей иначе, чем их родственники в свое время. За этим стоят психологические травмы родом из детства (когда вспоминаются унижения со стороны родителей), чтение книг экспертов по воспитанию детей и участие в сообществах, ориентирующихся на различные теории воспитания.

Так или иначе, современные матери ощущают на себе гораздо большее давление, чем их предшественницы. «Интенсивное материнство» - так часто называют нынешние практики воспитания, предполагающие постоянное следование интересам ребенка, большие эмоциональные и финансовые затраты.

Распространению этого явления содействуют несколько моментов:

  • «аксиома» о важности раннего развития детей,
  • представление об ответственности матери за все, что происходит с ребенком,
  • среда, окружающая детей и таящая немало опасностей;
  • «мода» на экспертное знание: считается, что без советов специалистов матери не смогут правильно развивать детей.

В итоге матери ощущают себя на «минном поле»: каждый ошибочный шаг может восприниматься как роковой.


Многие респонденты, вспоминая собственное непростое детство, старались предупредить психологические травмы собственных детей. «Я считаю, что если бы мои родители могли мне помочь и показать, что они могут с такими ситуациями справляться эффективно, без приемов унижения, панического ужаса, пристыживания, отвращения, самобичевания, то тогда я могла бы эффективней использовать многие годы своей жизни, которые я потратила на разбор этих завалов, - отметила респондентка. - Поэтому я хочу, чтобы лишней, ненужной нагрузки у моего ребенка не было».

Родители избегают «чужеродных» идей

Участие в сообществах, которые придерживаются тех или иных теорий воспитания, вносит свой вклад в разногласия с родственниками. В опросе больше половины (54%) матерей отметили одну или несколько повлиявших на них книг о воспитании и указали, что подписаны на онлайн-сообщества, посвященные какому-либо подходу к воспитанию.

Такие сообщества обычно проводят границу между «правильными» и «неправильными» методами воспитания. «Инакомыслие» не принимается. В силу такого подхода весьма вероятны различия во мнениях с окружающими.

Сторонники какой-либо научно-популярной теории воспитания реже прибегают к помощи родственников. Они в среднем ниже оценивают объем помощи с ребенком со стороны родителей (например, помощь матери отметили 22% в этой группе по сравнению с 31% в группе «не-приверженцев»).

Более редкие контакты с родственниками позволяют матерям, участвующим в интернет-сообществах, не терять уверенности в своей родительской эффективности.

Работающие мамы конфликтуют меньше

Женщины, которые уже имели опыт воспитания ребенка, могут легче договариваться с помощниками. Работающие матери также меньше страдают от вмешательства бабушек и дедушек. Они сильнее нуждаются в помощи, поэтому, вероятно, стараются обращать меньше внимания на то, что помощники по-другому ведут себя с ребенком. Либо же они договариваются с бабушками и дедушками. С другой стороны, наличие работы у женщины влияет на ее самовосприятие и семейные отношения: она ощущает себя более независимой и иначе строит отношения с окружающими. «Сейчас, когда я зарабатывающая единица... то я чувствую себя как-то более на месте... потому что у нас... партнерские нормальные отношения...», - резюмировала еще одна респондентка.

Исследование основано на онлайн-опросах и интервью матерей (670 и 50 респондентов соответственно), проведенных в 2014-2015 годах. Возраст детей — от года до семи лет. Опрашивались женщины с благополучным бэкграундом: с высшим образованием, замужние или имеющие партнера, живущие в крупных городах и не бедствующие.

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Елизавета Сивак, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ
Яна Козьмина, младший научный сотрудник Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 12 октября, 2016 г.