• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идеал женщины Третьего рейха

Какую женственность продвигали на страницах нацистской прессы

©ISTOCK

С 1934 года в национал-социалистической Германии выходил главный женский журнал NS-Frauen-Warte. Он транслировал представления о норме, идеале внешнего вида и поведения немецких женщин. Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, проанализировала визуальные образы в 10 номерах журнала за июль-декабрь 1941 года. В своей работе она исследовала пропаганду национал-социалистов в отношении семейной политики и феминности.

Журнал NS-Frauen-Warte был учрежден официальной Национал-социалистической женской организацией (Nationalsozialistische Frauenschaft) в 1934 году. Он считался главным пропагандистским медиа, созданным непосредственно для немецких женщин, и единственным женским журналом, который издавали при поддержке Национал-социалистической немецкой рабочей партии. В том числе благодаря этой поддержке тираж NS-Frauen-Warte к 1939 году достиг 1,9 млн экземпляров и был самым крупным в этом сегменте рынка. Выходил журнал каждые две недели вплоть до 1945 года. Он был черно-белым, обложки выполнялись в цвете.

©

Обычно женские журналы рассчитаны на пролистывание как основную практику взаимодействия с материалом. Однако издатели NS-Frauen-Warte, видимо, предполагали, что читательницы будут останавливаться и внимательно читать идеологически нагруженную первую статью номера. В этом материале, который не сопровождали изображения, речь шла об актуальных политических вопросах. Вслед за главной статьей шли более легкие иллюстрированные тексты о жизни женщин в дружественных Третьему рейху государствах (Японии и Италии), о быте крестьян, рабочих и других социальных групп. В конце журнала помещали развлекательные материалы: моду, рецепты, отрывки романов, а также рекламу.

Таким образом, журнал уделял большое внимание общественно-политической тематике, несмотря на то, что в официальной идеологии «женскими делами» считались, главным образом, дом и семья.

Целевой аудиторией журнала был ограниченный круг женщин, которых идеологи национал-социализма, сторонники расовой теории и евгенических методов, считали «полноценными». Под это определение подпадали физически и психически здоровые гетеросексуальные этнические немки. Те, кто не соответствовал этому определению, вытеснялись из официального дискурса, либо именовались «врагами», подлежащими физическому уничтожению и забвению.

Одной из задач пропаганды было распространение со страниц журнала положительного образа женского труда. Поскольку официальной трудовой мобилизации женщин в Третьем рейхе объявлено не было, национал-социалисты надеялись, что при помощи прессы им удастся привлечь женщин к добровольным работам на нужды тыла и народа. В подборке журналов можно найти многочисленные статьи о необходимости волонтерства в разных областях хозяйства, в том числе сельского. Ощутимых результатов эти статьи не дали.

В представлении лидеров нацистской Германии, женщины должны были выполнять роль компаньонок мужчин: жен, матерей, сестер, в то время как самим мужчинам отводилась роль вершителей мировой истории. Иными словами, идеология Третьего рейха была построена в том числе на концепции «разделенных сфер». Для этой концепции свойственна идея, что в зависимости от половой принадлежности люди должны брать на себя четко очерченный круг дел и обязанностей, «свойственный» им «от природы».

 

Образы женщин и мужчин в журнале

В журнале NS-Frauen-Warte на визуальном и текстовом уровне исключались женщины разных социальных групп. Речь не только о женщинах с «неарийским» происхождением. В журнале сложно найти героинь не детородного возраста. В основном встречаются изображения юных девушек, молодых матерей и домохозяек. В иллюстрациях часто появляются героини со схожей внешностью. Это женщины со светлыми волосами и глазами, высокие, подтянутого телосложения с узкой талией, широкими бедрами и плечами.

По визуальным образам можно понять, что журнал предназначался для женщин среднего и высшего среднего класса. В то же время из других источников известно, что, действительно, именно на представительниц этих классов делали упор нацисты в своей предвыборной кампании и последующей пропаганде. В разделе «мода» журнала рассказывалось о дорогостоящих костюмах, мехах и другой одежде, которая не подходила для тяжелой и грязной работы, например, в поле. Со страниц журнала смотрели женщины с аккуратным макияжем и идеальными прическами, одетые в светлые фартуки и изящные платья. При этом в журнале не публиковались фотографии женщин, одетых в брюки. Костюм также задавал рамки феминного.

Мужчины, представленные на страницах журнала, преимущественно были военными в форме или партийными лидерами. Примечательно, что раздел, посвященный новостям с фронта и описанию военной техники, включался в номер наравне со статьями о вечерних нарядах, кулинарных рецептах и советами по уходу за детьми. Война представала как неотъемлемая часть повседневности, ее изнанка. Так, во втором номере журнала за 1941 год статья «Вечный немецкий боец» помещалась всего в нескольких страницах от советов по уходу за младенцами. В девятом номере — за материалом под названием «Мировая борьба без пощады» идет текст под заголовком «Благодаря матерям», иллюстрированный изображением женщины с ребенком. Таким образом, на страницах журнала жизнь соседствовала со смертью, появление людей на свет — с их жесточайшим уничтожением, мир детства — с бойней.

«Героическое тело»

Мужским образам в журнале присуща военная атрибутика. Солдат часто изображали верхом на коне, с оружием в руках. Женщин окружали иные предметы: домашняя утварь, наряды, дети.

При этом, кроме атрибутики, мало что отличает изображения персонажей, даже если они разного пола. Пластика мужчин и женщин на рисунках и фотографиях схожа. И те, и другие высоки, подтянуты, у них прямая осанка, идентичные черты лица, позы и жестикуляция. Они как будто наслаждаются своими идеальными телами. В съемках использовался прием «заниженного горизонта», герои смотрят на читателей сверху вниз, как на парадных портретах. В их образах можно обнаружить схожий тип телесности и телесного поведения, ограниченный набор поз и жестов.

При этом «героические тела» немецких мужчин и женщин отчетливо контрастируют с изображением неарийцев. Так, в статье «Кто такая фрау Коллонтай?», размещенной в восьмом номере журнала, текст проиллюстрирован фотографией Александры Коллонтай. Из всех доступных фотографий издатели выбрали довольно специфический вариант: на фото женщина смотрит исподлобья, ее волосы спутаны в бесформенную массу, она одета в пиджак с высоким воротом. Коллонтай на этой фотографии принципиально бесформенна, бестелесна, ее жестикуляция и поза абсолютно противоположны позам и жестам изображенных и сфотографированных немцев и немок.

©

Война без мира

Историки нацистской Германии задавались в своих исследованиях вопросом, как немецкие солдаты легитимизировали для себя преступления, на которые шли. Исследователи отмечают: многие из них думали, что таким образом они защищают дом – пространство уюта и гармонии, где их ждут «их» женщины. Официальная пропаганда при этом не формулировала, каким на самом деле является этот идеал, что он из себя представляет.

В проанализированном журнале «эстетику женского» и эстетику приватной сферы сложно обособить от милитаристской. Репрезентация повседневности в женских журналах недостаточна, скудна, для ее описания не хватает изобразительных средств. Приватная сфера превращается в продолжение мира войны и грубой мужской силы, которые считались высшими ценностями и лежали в основе нацистской идеологии.

IQ
Автор исследования:
Элла Россман, студентка магистерской программы «Историческое знание» Школы исторических наук НИУ ВШЭ, приглашенный преподаватель Школы культурологии НИУ ВШЭ
Автор текста: Тарасова Алёна Юрьевна, 4 декабря, 2018 г.